ПОИСК ФЕСТИВАЛЕЙ
Выберите интересующий вас город проведения фестиваля и/или сезон.

 

 

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
"Прекрасная организация, слаженная работа всех служб, доброжелательное отношение к конкурсантам, четкий тайминг, замечательная работа артменеджеров".
Воронова О. Н., Тупикова Е. В. (г. Ирбит, Свердловская область)
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА

 

5 упражнений для развития речи ребенка

Речь человека – это инструмент, который будет сопровождать его в течение всей жизни. Сегодня она нужна ребенку на сцене и в ходе уроков в школе, завтра понадобится при поступлении, а послезавтра он уже будет проводить свои мастер-классы и занятия! Хорошо поставленный голос и уверенная, богатая речь – это билет в успешный мир.

Мы уверены, педагоги дополнительного образования заинтересованы в том, чтобы дать своим подопечным больше, чем просто навыки, необходимые для выступлений. Включение в занятия упражнений для развития речи – это один из способов обучить их действительно полезным умениям и сделать большой вклад в их жизнь.

 

В какой период нужно заниматься развитием речи?

 

Ученые уже доказали тот факт, что ее развитие у человека идет еще до рождения на свет. Базовые навыки работы с речью и языком закладываются в детском возрасте. Это фундамент, который станет основой целого здания, которое составляет речь человека. В этот период необходимо уделять внимание технике речи, наполнению слов смыслом, определение ассоциативного ряда.
Кажется, что к подростковому периоду у ребенка должен быть целый арсенал средств по работе с голосом и навыков общения. Но это совсем не так. В этот период продолжают закладываться основы речевого поведения, очень активен процесс запоминания и развития. И именно старшему возрасту мы решили уделить внимание в этой статье. Для вас мы подготовили набор упражнений, которые можно включать в занятия.

Цели для развития в подростковом возрасте:

• расширение словарного запаса;
• освоение множества значений слов, которые присутствуют в языке;
• овладение умением быстро и ясно выражать свои мысли и эмоции.

 

Упражнения для развития речи

 

Оценка устного выступления другого человека
Описание Результат
Чтобы научиться хорошо говорить, нужно сначала хорошо слушать. Предложите оценить выступление партнера или какой-нибудь персоны из телевизора по следующим критериям (от 1 до 3): логичность речи, учет аудитории, ясность языка, правильность ударений и интонаций, уровень богатства лексики, образность и выразительность речи. Предложите каждому участнику группы выступить на одну актуальную для подростков тему. Первые выступления можно посвящать себе (любимым книгам и направлениям в музыке), затем стоит обратить внимание на актуальные для подростков темы (от еды в школьной столовой до лучших современных актеров). После выступления поделитесь оценками и замечаниями. Постарайтесь мотивировать выступающих каждый раз улучшать свой итоговый суммарный результат. Каждый участник группы сможет отследить улучшение своих результатов в численном выражении. Вы сможете лучше узнать возможности друг друга и погрузиться во внутренний мир своих подопечных.

  

 

Обогащение лексики
Описание Результат
Возьмите текст, насыщенный глаголами и существительными. Возможно, это текст пьесы, над которой вы сейчас работаете. Предложите группе с помощью словарей заменить все глаголы и существительные на синонимы так, чтобы смысл произведения не сильно поменялся.

Ваши подопечные расширят словарный запас, определят ценность каждого слова и постараются понять, почему автор выбрал конкретно эти слова.

 

 

Импровизация
Описание Результат

Подготовьте карточки со словами из различных частей речи. Пусть каждый присутствующий на занятии вытянет по 5 карточек. После этого предложите ораторам придумать историю на 2-3 минуты, в которой бы использовались эти слова. Текст должен быть интересным и образным. Речь постоянной, без особых перерывов. Можно давать минуту на подготовку, для продвинутых групп предлагается начинать рассказ сразу.

Группа будет развивать свои способности к спонтанной речи, фантазированию, продумыванию различных ситуаций, а также воплощению собственной идеи.

 

 

Диктофон
Описание Результат

Мало кто в действительности знает, как он говорит. Используйте диктофон на занятиях постоянно, особенно на репетициях. Восприятие собственной речи позволит школьникам посмотреть на себя «со стороны» и подметить недочеты речи. Можно уделять какое-то время такой тренировке: читайте стихотворения и отрывки из прозы на диктофон. А потом слушайте и поправляйте друг друга. Доведите текст до совершенства.

Чистая речь, без тавтологии и различных «э-э-э» и «как бы это». Диктофон действует на людей магически!

 

Диалог
Описание Результат

Спонтанное говорение на тему позволяет научиться быстро находить слова, вовлекать собеседника в разговор, использовать мимику, жесты и другие дополнительные средства. Поставьте два стула и дайте двум участникам группы просто поговорить. 3-4 минуты будет достаточно. Можно для начала дать им какую-нибудь актуальную тему, но лучше, если они постараются сделать интересную и для аудитории, и для друг друга историю самостоятельно.

Раскованность в общении со сверстниками, способность вовлекать друг друга в диалог, способность импровизировать, задавать вопросы и находить на них ответы.